Эта статья рассказывает об истории появления тимбилдинга в России.
Об этапах его становления, истории его развития и трансформации, а так же о тенденциях тимбилдинга, как основного инструмента командообразования в настоящее время.
История коллективизм в России.
Для начала давайте определимся с термином коллективизм.
Вот как его трактует Словарь Иностранных Слов (изд. “Русский язык”, Москва, 1982 г)
Истоки русского коллективизма своими корнями уходят в глубокую древность России во времена, когда основой жизненного уклада русских людей составляли родово-племенные отношения, которые сформировались и развивались исходя из необходимости фактического выживания в условиях больших территорий, необходимости коллективной обороны и ведения совместного хозяйства.
Постоянные набеги неприятелей, суровые климатические условия и тяжелые условия земледелия понуждали русских людей к компактному проживанию взаимовыручке и взаимопомощи именно на той территории, где складывалась и развивалась община.
Таким образом — особенностями русского общинного устройства жизни являлись не кровные узы, как было у подавляющего большинства остальных народов, а признак территориальности, то есть членом общины мог становиться любой, кто проживал на этой же территории и принимал общепринятые нормы поведения.
Общеизвестны так же факты, что благодаря таким отношениям, многие народы, вошедшие впоследствии в Российскую Империю – не порабощались и не превращались в колониальные метрополии, а становились полноправными членами Российского государства — наделялись всеми правами и свободами полноправных граждан.
Таким образом, русский коллективизм вопреки расхожим мнениям — не являлся изобретением советского строя, а проистекает из истории становления и развития российской государственности, хотя несомненно — советский период развития нашего государства послужил мощным толчком и отправной точкой, к тем явлениям, которые мы наблюдаем в сегодняшней жизни России в плане появления и становления такого понятия, как коллективное хозяйствование и общественный труд.
Советский период коллективизма.
Коллективизм в советский период достиг своего апогея именно исходя из самой идеи коммунизма, как общественной жизни в условиях коммуны. Основополагающий принцип коммунизма — «От каждого по способности, каждому по потребности», являлся «корневым» постулатом к построению коллективо-общественного строя.
Такие явления советского периода как: совхозы, колхозы, коммуны, кооперация и пр. и пр. опирались именно на коллективный труд, как источник благосостояния советского человека.
Ну и конечно обязательным атрибутом коллективного труда, как в российской, так и в советской истории являлся и коллективный отдых.Что нашло отражение в массе народных пословиц и поговорок:
- Доброе братство дороже всякого богатства.
- Сделал дело — гуляй смело.
- Работа не волк — в лес не убежит.
- Как потопаешь, так и полопаешь.
- Рыба рыбою сыта, а человек человеком.
- Делу время, а потехе час…
и пр.пр.
Однако наша статья совсем не об этом, а о том, как и когда, появился тимбилдинг в России.
И столь длинное вступление обусловлено тем, что такое явление, как тимбилдинг, очень своеобразно «лег» на нашу действительность именно потому, что коллективизм в России, как в труде, так и в отдыхе имеет свои давние корни и традиции.
Тимбилдинг в современной России.
Так был ли тимбилдинг в России до «team building»?
Конечно был, но с особым колоритом советской действительности.
Все мы помним советские субботники — прообразы современных командообразующих мероприятий.
Многочисленные военно спортивные игры, «Зарница», Спартакиады, сдача норм ГТО, пионерские Зорьки и пр.пр. – все это по сути своей являлись предтечами современных тимбилдингов.
Даже совместные поездки на знаменитую «картошку», «свеклу» и овощебазы (так хорошо известные старшему поколению), являлись мощным инструментом по сплачиванию коллектива, хотя и проводились совсем с другими целями, а командообразование в этом случае являлось просто «приятным бонусом» для кадрового отдела, который отмечал небывалый подъем морального духа коллектива после подобного рода мероприятий…
Тимбилдинг как «инструмент научного командообразования», впервые появился в России в 1998г.
К этому времени в нашей стране сформировались многочисленные совместные предприятия, а так же компании с иностранным капиталом под известными брендами, управляемые по стандартам европейского и американского менеджмента, где тимбилдинг уже играл существенную роль в формировании командного духа (team spirit).
Необходимо отметить, что первые тимбилдинги в России проходили спонтанно и в основном с привлечением иностранных специалистов и тренеров, поскольку к тому времени еще не сформировалась материально техническая база тренинговых компаний, да и грамотного персонала имеющего представление о тимбилдинге — тоже по существу не было.
Полное отсутствие методической литературы на русском языке, не развитость интернет ресурсов и отсутствие тематических сайтов, приводило порой к весьма причудливым сочетаниям, когда тимбилдинг состоял из чего то среднего между привычного всем субботника, спортивных игр и бегу по пересеченной местности в мешках.
Однако очень быстро, фактически за два года — русский тимбилдинг сформировался в отдельный кластер бизнес услуг и прочно занял свою нишу в предложениях консалтинговых компаний.
Стали появляться методические материалы и курсы подготовки специалистов, появилась материально техническая база. И конечно на первых порах тимбилдинги полностью копировали западные стандарты, как то веревочные курсы и тренинги по сплочению коллектива, что несомненно было большим плюсом, поскольку на западе эти методики отрабатывались уже не одно десятилетие и нашим специалистам не пришлось «изобретать велосипед заново».
Таким образом, можно сказать, что к 2000 году тимбилдинг, как научное явление официально закрепился в России.
Особенности тимбилдинга в России.
Ну как говорится — в России легких путей не ищут и тимбилдинг у нас в стране из недорогого и крайне эффективного инструмента командообразования (как он собственно и задумывался изначально), постепенно превратился в высокобюджетный и низкоэффективный формат корпоративного мероприятия.
Давайте посмотрим, как это произошло?
До 2008 года – тимбилдинг в России рос и развивался по стандартным канонам, разработанным в середине прошлого века в американских и европейских институтах психиатрии и социальной экономики (о чем мы рассказывали в прошлой статье) — рассматривающих это явление, прежде всего как, инструмент помогающий наладить высокоэффективные психологические и личностные связи на производстве.
Ведь на «западе» тимбилдинг, это такая же неотъемлемая часть трудового процесса, обязательного к посещению и прохождению всеми сотрудниками, как и любой другой элемент профессионального производственного цикла…
Командный труд, командная работа и осознание единой общей цели – вот основные изначальные постулаты тимбилдинга.
Пришли, отработали, подвели итоги и ушли «просветленные» общей победой и единством коллектива – таков примерный тайминг тимбилдинга на западе.
Там никому и в голову не придет устроить небольшой банкет по завершению тимбилдинга с большой зажигательной дискотекой. Ни каких «пафосных» ведущих, дорогих площадок, «навороченных» упражнений и финального выступления группы «The Beatles» с красочным салютом.
Все предельно просто, функционально и недорого. Именно потому, что тимбилдинг ( по своей сути) — это стандартный набор методических упражнений, где каждое движение, перемещение и действие участника осуществляется по заранее составленному плану и особым критериям оценки.
На западе, один и тот же набор стандартных упражнений в «базовом» низком веревочном курсе, может годами проводится в одних и тех же помещениях, или на специально оборудованных площадках, с целью доведения действий участников до совершенства и фактически до автоматизма.
Так же важным условием «правильного тимбилдинга», является так называемая «обратная связь» по действиям в процессе тренинга каждого участника персонально, что позволяет составить полноценный индивидуальный психологический портрет и карту психологической совместимости команды, а это требует присутствия на площадке, как минимум «грамотного» инструкторского состава, или еще лучше — специально подготовленного психолога.
И только тогда, когда все эти условия будут выполнены, можно будет сказать, что тимбилдинг достигнет своей цели.
Возвращаясь к России – собственно до 2008 года, именно так и проводился тимбилдинг у нас в стране.
Недорого, правильно и эффективно. На российском рынке существовало всего несколько больших компаний, которые придерживались основополагающих постулатов «правильного» тимбилдинга, да и сами компании заказчики – придерживались ровно таких же правил.
Ну а дальше, как говорится — что то пошло не так…
Все чаще и чаще тимбилдинг становился лишь прелюдией к основной части мероприятия – праздничному банкету с обильными возлияниями. Многие компании, стали соревноваться в изощренных форматах тимбилдинга, заказывая все более и более дорогие упражнения, проводить все более и более экстремальные развлечения, не имеющие в основе своей никакого отношения к тимбилдингу, как основе командообразования.
Это привело к тому, что полностью слились воедино такие понятия как, корпоративный праздник и тимбилдинг и повсеместной нормой стали попытки совместить два этих разных формата мероприятий в «одном флаконе».
В этом не было бы ничего плохого, если бы не одно НО…
При существенном увеличении бюджетов мероприятий ( так называемых тимбилдингов) — существенно понизилось качество именно командообразующей составляющей. Многие сотрудники стали воспринимать тимбилдинг не как серьезный тренинг, а как развлекательный формат праздника, позволяющий расслабится на природе, позагорать, немного подвигаться физически ни к чему не обязывающих упражнениях и побыстрей перейти к банкету.
С тимбилдинговых площадок пропали психологи которые могли дать полную обратную связь по «персоналиям», пропал грамотный инструкторский состав, пропали классические тимбилдинговые упражнения, зато пышным цветом расцвели банкетные службы, белоснежные шатры и роскошные столы с кулинарными изысками.
Почему так произошло?
Причин на самом деле несколько, но основная на наш взгляд, кроется в отходе от основных правил тимбилдинга, а именно попыткой многих компаний совместить «теплое с горячим», то есть провести функциональный тренинг по командообразованию с приятным, поощрительным отдыхом для сотрудников.
И в этом соревновании — тимбилдинг проиграл по всем статьям корпоративному празднику, поскольку в психологическом плане коллективный отдых, всегда предпочтительней командной работе, особенно тогда, когда никто особо и «не напрягает» поработать.
В непростой период мировых финансово – экономических кризисов, правильно выстроенная командная работа, является основополагающим базисом, на котором держится успешный бизнес. И Россия здесь, безусловно, не исключение.
Поэтому мы и призываем наших потенциальных заказчиков, вернутся к основам тимбилдинга, как к эффективному инструменту создания командного духа на предприятиях, ведь залогом любого процветания являются прежде всего люди и коллектив в целом.
В заключении данной статьи мы хотим дать несколько практических рекомендаций при подготовке к тимбилдингу:
- Не совмещайте такие форматы как корпоративный праздник и тимбилдинг, поскольку вы не достигнете целей ни в полноценном отдыхе сотрудников, ни в эффективном построении командного духа на своем предприятии. И поверьте, ваш бюджет от этого только выиграет – поскольку будет истрачен более функционально.
- Заранее настраивайте своих сотрудников на тимбилдинг, как на обязательный формат обучения и серьезную работу, отказ от которой может повлечь за собой административные решения.
- Не старайтесь каждый раз придумывать, что то новое, что то необычное и удивительное. Тимбилдинг это, прежде всего функционал, а не бюджет. Не изобретайте велосипед, его уже давно сделали и обкатали до вас.
- При подготовке к тимбилдингу правильно сформулируйте цели и задачи, проведите подготовительную работу. А еще лучше обратитесь к профессионалам, которые знают, как правильно подготовить и провести тимбилдинг.