Тимбилдинг — Российская История

timbilding-v-rossii-istoriya

Эта статья рассказывает об истории появления тимбилдинга в России.

Об этапах его становления, истории его развития и трансформации, а так же о тенденциях тимбилдинга, как основного инструмента командообразования в настоящее время.

История коллективизм в России.

Для начала давайте определимся с термином коллективизм.

Вот как его трактует Словарь Иностранных Слов (изд. “Русский язык”, Москва, 1982 г)

Коллективизм – это принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи.
общинный труд

Артельный труд в старину

Истоки русского коллективизма своими корнями уходят в глубокую древность России во времена, когда основой жизненного уклада русских людей составляли родово-племенные отношения, которые сформировались и развивались исходя из необходимости фактического выживания в условиях больших территорий, необходимости коллективной обороны и ведения совместного хозяйства.

Постоянные набеги неприятелей, суровые климатические условия и тяжелые условия земледелия понуждали русских людей к компактному проживанию взаимовыручке и взаимопомощи именно на той территории, где складывалась и развивалась община.

Таким образом — особенностями русского общинного устройства жизни являлись не кровные узы, как было у подавляющего большинства остальных народов, а признак территориальности, то есть членом общины мог становиться любой, кто проживал на этой же территории и принимал общепринятые нормы поведения.

Общеизвестны так же факты, что благодаря таким отношениям, многие народы, вошедшие впоследствии в Российскую Империю – не порабощались и не превращались в колониальные метрополии, а становились полноправными членами Российского государства — наделялись всеми правами и свободами полноправных граждан.

коллективный труд

Коллективизм как основа ведения хозяйства в России

Таким образом, русский коллективизм вопреки расхожим мнениям — не являлся изобретением советского строя, а проистекает из истории становления и развития российской государственности, хотя несомненно — советский период развития нашего государства послужил мощным толчком и отправной точкой, к тем явлениям, которые мы наблюдаем в сегодняшней жизни России в плане появления и становления такого понятия, как коллективное хозяйствование и общественный труд.

Советский период коллективизма.

Коллективизм в советский период достиг своего апогея именно исходя из самой идеи коммунизма, как общественной жизни в условиях коммуны. Основополагающий принцип коммунизма — «От каждого по способности, каждому по потребности», являлся «корневым» постулатом к построению коллективо-общественного строя.коммуна

Такие явления советского периода как: совхозы, колхозы, коммуны, кооперация и пр. и пр. опирались именно на коллективный труд, как источник благосостояния советского человека.
Ну и конечно обязательным атрибутом коллективного труда, как в российской, так и в советской истории являлся и коллективный отдых.Что нашло отражение в массе народных пословиц и поговорок:

Русские пословицы и поговорки
  • Доброе братство дороже всякого богатства.
  • Сделал дело — гуляй смело.
  • Работа не волк — в лес не убежит.
  • Как потопаешь, так и полопаешь.
  • Рыба рыбою сыта, а человек человеком.
  • Делу время, а потехе час…
     и пр.пр.

Однако наша статья совсем не об этом, а о том, как и когда, появился тимбилдинг в России.
И столь длинное вступление обусловлено тем, что такое явление, как тимбилдинг, очень своеобразно «лег» на нашу действительность именно потому, что коллективизм в России, как в труде, так и в отдыхе имеет свои давние корни и традиции.

субботник

Субботник

Тимбилдинг в современной России.

Так был ли тимбилдинг в России до «team building»?
Конечно был, но с особым колоритом советской действительности.
Все мы помним советские субботники — прообразы современных командообразующих мероприятий.
Многочисленные военно спортивные игры, «Зарница», Спартакиады, сдача норм ГТО, пионерские Зорьки и пр.пр. – все это по сути своей являлись предтечами современных тимбилдингов.

Даже совместные поездки на знаменитую «картошку», «свеклу» и овощебазы (так хорошо известные старшему поколению), являлись мощным инструментом по сплачиванию коллектива, хотя и проводились совсем с другими целями, а командообразование в этом случае являлось просто «приятным бонусом» для кадрового отдела, который отмечал небывалый подъем морального духа коллектива после подобного рода мероприятий…

На картошке

На картошке

Тимбилдинг как «инструмент научного командообразования», впервые появился в России в 1998г.

К этому времени в нашей стране сформировались многочисленные совместные предприятия, а так же компании с иностранным капиталом под известными брендами, управляемые по стандартам европейского и американского менеджмента, где тимбилдинг уже играл существенную роль в формировании командного духа (team spirit).

Необходимо отметить, что первые тимбилдинги в России проходили спонтанно и в основном с привлечением иностранных специалистов и тренеров, поскольку к тому времени еще не сформировалась  материально техническая база тренинговых компаний, да и грамотного персонала имеющего представление о тимбилдинге — тоже по существу не было.

Полное отсутствие методической литературы на русском языке, не развитость интернет ресурсов и отсутствие тематических сайтов, приводило порой к весьма причудливым сочетаниям, когда тимбилдинг состоял из чего то среднего между привычного всем субботника, спортивных игр и бегу по пересеченной местности в мешках.

Однако очень быстро, фактически за два года — русский тимбилдинг сформировался в отдельный кластер бизнес услуг и прочно занял свою нишу в предложениях консалтинговых компаний.

Стали появляться методические материалы и курсы подготовки специалистов, появилась материально техническая база. И конечно на первых порах тимбилдинги полностью копировали западные стандарты, как то веревочные курсы и тренинги по сплочению коллектива, что несомненно было большим плюсом, поскольку на западе эти методики отрабатывались уже не одно десятилетие и нашим специалистам не пришлось «изобретать велосипед заново».

Таким образом, можно сказать, что к 2000 году тимбилдинг, как научное явление официально закрепился в России.

Особенности тимбилдинга в России.

Ну как говорится — в России легких путей не ищут и тимбилдинг у нас в стране из недорогого и крайне эффективного инструмента командообразования (как он собственно и задумывался изначально), постепенно превратился в высокобюджетный и низкоэффективный формат корпоративного мероприятия.

Давайте посмотрим, как это произошло?

До 2008 года – тимбилдинг в России рос и развивался по стандартным канонам, разработанным в середине прошлого века в американских и европейских институтах психиатрии и социальной экономики (о чем мы рассказывали в прошлой статье) — рассматривающих это явление, прежде всего как, инструмент помогающий наладить высокоэффективные психологические и личностные связи на производстве.

Ведь на «западе» тимбилдинг, это такая же неотъемлемая часть трудового процесса, обязательного к посещению и прохождению всеми сотрудниками, как и любой другой элемент профессионального производственного цикла…

Командный труд, командная работа и осознание единой общей цели – вот основные изначальные постулаты тимбилдинга.

Пришли, отработали, подвели итоги и ушли  «просветленные» общей победой и единством коллектива – таков примерный тайминг тимбилдинга на западе.

Там никому и в голову не придет устроить небольшой банкет по завершению тимбилдинга с большой зажигательной дискотекой. Ни каких «пафосных» ведущих, дорогих площадок, «навороченных» упражнений и финального выступления группы «The Beatles» с красочным салютом.

Все предельно просто, функционально и недорого. Именно потому, что тимбилдинг ( по своей сути) — это стандартный набор методических упражнений, где каждое движение, перемещение и действие участника осуществляется по заранее составленному плану и особым критериям оценки.

На западе, один и тот же набор стандартных упражнений в «базовом» веревочном курсе, может годами проводится в одних и тех же помещениях, или на специально оборудованных площадках, с целью доведения действий участников до совершенства и фактически до автоматизма.

Так же важным условием «правильного тимбилдинга», является так называемая «обратная связь» по действиям в процессе тренинга каждого участника персонально, что позволяет составить полноценный индивидуальный психологический портрет и карту психологической совместимости команды, а это требует присутствия на площадке, как минимум «грамотного» инструкторского состава, или еще лучше — специально подготовленного психолога.

Нужно работать сообща с руководством
Что бы правильно поставить и четко сформулировать цели будущего тимбилдинга, требуется большая подготовительная работа совместно с HR-отделом, или с ТОП менеджментом компании, а в некоторых случаях (и такое бывало) внедрения специалиста «с легендой» внутрь коллектива.

И только тогда, когда все эти условия будут выполнены, можно будет сказать, что тимбилдинг достигнет своей цели.

Возвращаясь к России – собственно до 2008 года, именно так и проводился тимбилдинг у нас в стране.
Недорого, правильно и эффективно. На российском рынке существовало всего несколько больших компаний, которые придерживались основополагающих постулатов «правильного» тимбилдинга, да и сами компании заказчики – придерживались ровно таких же правил.

sbornye-korporativy1

Ну а дальше, как говорится — что то пошло не так…

Все чаще и чаще тимбилдинг становился лишь прелюдией к основной части мероприятия – праздничному банкету с обильными возлияниями. Многие компании, стали соревноваться в изощренных форматах тимбилдинга, заказывая все более и более дорогие упражнения, проводить все более и более экстремальные развлечения, не имеющие в основе своей никакого отношения к тимбилдингу, как основе командообразования.

Это привело к тому, что полностью слились воедино такие понятия как, корпоративный праздник и тимбилдинг и повсеместной нормой стали попытки совместить два этих разных формата мероприятий в «одном флаконе». 

В этом не было бы ничего плохого, если бы не одно НО…

При существенном увеличении бюджетов мероприятий ( так называемых тимбилдингов) — существенно понизилось качество именно командообразующей составляющей. Многие сотрудники стали воспринимать тимбилдинг не как серьезный тренинг, а как развлекательный формат праздника, позволяющий расслабится на природе, позагорать, немного подвигаться физически ни к чему не обязывающих упражнениях и побыстрей перейти к банкету.

Деньги на ветер
Непостижимая картина для западных компаний, а у нас обычное явление, когда прибыв на тимбилдинг (за который «родная» компания заплатила существенные деньги), сотрудники отказываются в нем участвовать — безучастно наблюдая за всем происходящим в тени шатров. Иногда этим «грешат» и некоторые ТОП менеджеры компаний, которым на самом деле по всем «канонам» — необходимо быть в первых рядах на подобного рода мероприятиях. Это, к сожалению, стало нормой и обыденностью.

С тимбилдинговых площадок пропали психологи которые могли дать полную обратную связь по «персоналиям», пропал грамотный инструкторский состав, пропали классические тимбилдинговые упражнения, зато пышным цветом расцвели банкетные службы, белоснежные шатры и роскошные столы с кулинарными изысками.

Почему так произошло?

Причин на самом деле несколько, но основная на наш взгляд, кроется в отходе от основных правил тимбилдинга, а именно попыткой многих компаний совместить «теплое с горячим», то есть провести функциональный тренинг по командообразованию с приятным, поощрительным отдыхом для сотрудников.

И в этом соревновании — тимбилдинг проиграл по всем статьям корпоративному празднику, поскольку в психологическом плане коллективный отдых, всегда предпочтительней командной работе, особенно тогда, когда никто особо и «не напрягает» поработать.

В непростой период мировых финансово – экономических кризисов, правильно выстроенная командная работа, является основополагающим базисом, на котором держится успешный бизнес. И Россия здесь, безусловно, не исключение.

Поэтому мы и призываем наших потенциальных заказчиков, вернутся к основам тимбилдинга, как к эффективному инструменту создания командного духа на предприятиях, ведь залогом любого процветания являются прежде всего люди и коллектив в целом.

В заключении данной статьи мы хотим дать несколько практических рекомендаций при подготовке к тимбилдингу:

  1. Не совмещайте такие форматы как корпоративный праздник и тимбилдинг, поскольку вы не достигнете целей ни в полноценном отдыхе сотрудников, ни в эффективном построении командного духа на своем предприятии. И поверьте, ваш бюджет от этого только выиграет – поскольку будет истрачен более функционально.
  2. Заранее настраивайте своих сотрудников на тимбилдинг, как на обязательный формат обучения и серьезную работу, отказ от которой может повлечь за собой административные решения.
  3. Не старайтесь каждый раз придумывать, что то новое, что то необычное и удивительное. Тимбилдинг это, прежде всего функционал, а не бюджет. Не изобретайте велосипед, его уже давно сделали и обкатали до вас.
  4. При подготовке к тимбилдингу правильно сформулируйте цели и задачи, проведите подготовительную работу. А еще лучше обратитесь к профессионалам, которые знают, как правильно подготовить и провести тимбилдинг.

В следующей статье мы подробно остановимся на том – что такое «правильный» тимбилдинг, от А до Я.

 

 

продолжение следует                                                  предыдущая статья